Как уберечь подростка от алкогольной зависимости. Десять необходимых навыков родителей. Начало.
- Заведите безалкогольный традиции в семье.
Сделайте так, чтобы в мозгу ребенка не закрепился условный рефлекс «Праздник – застолье – алкоголь». Механизме возникновения зависимости - мозг запоминает. Повторные действия делают нейронную цепь прочнее. Чем меньше альтернатив, тем быстрее сформируется зависимость.
Научите праздновать без возлияний. Пусть это будет поход семьей в театр или домашнее представление. Спортивные игры на природе, туристический слет, конкурс песни, сплав на байдарках, поход в горы. Заведите традицию печь вместе пироги или лепить пельмени и звать гостей, пусть они среди все пельменей найдут счастливый. Научите играть в фанты, «12 записок», КВН или пусть дети научат вас играть в «Мафию».
Самое главное – показать детям, как можно радоваться, общаться, проживать успех в трезвом состоянии. Расскажите и покажите трезвые способы знакомств с людьми, научите трезво дружить.
2. «Нет!» доступности алкоголя дома.
Есть очень важное правило – алкоголь не должен быть легкодоступен. Если витрины магазинов с алкоголем не должны быть на уровне глаз несовершеннолетних, то дома не должно быть баров с запасом алкоголя. Чем доступнее психоактивное вещество (ПАВ), тем выше вероятность, что от него сформируется зависимость. Хозяйки, не задумываясь выкидывают банку с просроченными остатками майонеза. С недопитыми бутылками предлагаю поступать так же. Что вам важнее – деньги или здоровье ваших детей?
И, если кто-то из взрослых, проживающих в одном доме с ребенком, изготавливает суррогатные спиртосодержащие напитки, все усилия будут выглядеть по меньшей мере лицемерными. И совершенно точно приблизят первую пробу.
3. Избегайте эмоционального заражения.
Ребенок не должен быть свидетелем радостного возбуждения от употребления родителями и педагогами
То есть да! Значимые взрослые – родители, педагоги, тренеры ни в коем случае не должны употреблять алкогольные напитки на глазах у несовершеннолетних. А уж тем более не должны демонстрировать радость от предвкушения и удовольствие от самого процесса.
4. Сделайте жизнь вашего ребенка интересной.
А потом пусть он сам научится так жить! Никто еще в мире не придумал профилактику лучше этой! Важно - нигде в мире профилактическая работа не выстраивается только с опорой на учебный процесс. Ключевое здесь – момент, когда ребенок проживает ситуацию успеха. Согласитесь, не всегда в учебе это возможно.
Включите ребенка в систему развивающих кружков и секций. Обратите внимание! Развивающая деятельность отличается от досуговой. В первой есть динамика и целенаправленность – то есть в развивающей секции или кружке педагог задачи постепенно усложняет, формирует новые знания, навыки и умения. Взрослые при этом ситуации успеха для своего ребенка планируют осознанно.
Досуговая деятельность чаще направлена на пассивный отдых. В лучшем случае ребенок будет под присмотром взрослых. Делайте выбор.
В кружках и секциях реализуется еще одна важная потребность ребенка – потребность общения с ровесниками. В деле и других посмотреть можно и себя показать не только на словах.
5. Информируйте.
Расскажите ребенку, как алкоголь может повлиять на здоровья сейчас – при каждом опьянении гибнут клетки больших полушарий головного мозга, отвечающие за интеллект. Алкогольное слабоумие необратимо. Формируется сначала психологическая, затем физическая зависимость, человек становится инвалидом, рушится его жизнь. Он идет к смерти.
Сканируйте информационную среду вокруг ваших детей. Она должна быть свободна от алкогольной тематики. Не надо сохранять бутылки, даже, если они красивые или после очень дорогих напитков. Это формирует определенное ценностное отношение к алкоголю, как к престижному.
6. Обсудите мифы об алкоголе.
Не бывает обществ без традиций, они важны для поддержания стабильности. Но научите ребенка осознанной свободе выбирать то общество, чьи традиции отвечают его собственным интересам.
Да! Долгожители из народов Закавказья традиционно владеют искусством тоста. Но! До самого вступления в брак молодые люди не позволят себе курить, пить, употреблять ненормативную лексику в присутствии аксакалов. Это традиционно недопустимо! Есть ограничивающие традиции.
Частый довод на дискуссионых площадках с подростками:
-Дедушке доктор прописал пить коньяк по чуть-чуть для сердечно-сосудистой системы.
Любой нарколог вам расскажет, что всегда дозу выпитого начинают увеличивать и увеличивать в геометрической прогрессии.
Дедушке бегать дистанции с барьерами, возможно уже и нельзя. И холестериновые бляшки никаким веществом, в том числе и спиртосодержащим, не размоешь. А заниматься профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний можно и по-другому – быстро ходить, бегать, играть в волейбол, футбол, бегать на лыжах. Да и вообще, лекарство не может быть вреднее самой болезни. А с алкоголем это именно так.
Еще один распространенный миф – рыбаки на морозе согреваются, выпивая алкоголь, чтобы не переохладиться. Любой спасатель или опытный рыбак, охотник вам расскажет, что на морозе ни в коем случае нельзя употреблять во внутрь алкоголь. Сосуды действительно расширяются, кровь приливает к тканям, но очень ненадолго. Затем периферические сосуды на гораздо более длительный период времени ссужаются. Риск обморожения, да и гибели возрастает. На морозе надо двигаться, чтобы выжить.
Система периферического кровообращения у мужчин более хрупко устроена, нежели у женщин. Хроническим алкоголикам, с большим стажем табакокурения, ампутируют ноги.
Научите ребенка уверенно говорить: «Нет». И пусть сначала «Нет» сопровождается его объяснением. Например, вы можете предложить им сделать своей такую фразу:
- Я не хочу быть, как все. Жить по чужим правилам.
Важно! Чтобы на повторное предложение ребенок смог сказать без объяснений.
На третье предложение очень важно научить ничего не говорить, а набраться смелости просто уйти.
Обсудите, как себя вести, если сверстники начнут давить морально.
Например:
-Ты нас уважаешь?
-Да. И себя уважаю. И уйду отсюда трезвым.
-Тебе слабо?
-Да.
Обсудите с ребенком, какие потребности его ровесник удовлетворяет, впервые пробуя алкоголь. На каждую подберите два-три альтернативных трезвых способа.
Чаще мальчики указывают мотивом первого употребления потребность в крутости. В переводе – это потребность быть лидером. В норме возрастного развития она приходится как раз на подростковый возраст.
Лидер – это тот, кто много знает и умеет, кто в затруднительной ситуации предлагает пути решения, удовлетворяющие интересам всех. Для этого у ребенка должен уже накопиться жизненный личный опыт решения задач.
Показателем достижения профилактических целей станет осознанный выбор самого ребенка трезвого, активного, интересного образа жизни. Его желание поделиться этим пониманием с друзьями.
Текст получился объемным. Чтобы не перегружать информацией и дать время на обдумывание, разделила его на две части. Продолжу с ответа на вопрос о том, как не делать из этой темы поле битвы с подростком.
Продолжение https://www.b17.ru/article/449906/